28 июля в 19:30 — Разговор о Евгении Бауэре — к 150-летию режиссера. Показ фильма «Умирающий лебедь» в «Порядке слов». Фильм представят киновед Юрий Цивьян и историк кино Дарья Хитрова.
«Умирающий лебедь», 1917 г., 49 мин., компания «А. Ханжонков и К°», режиссёр Евгений Бауэр, оператор Борис Завелев, в ролях: Вера Кавалли, Витольд Полонский, Андрей Громов. «Трагическая новелла» о немой танцовщице и художнике маньяке, который поставил своей целью изобразить на полотне смерть. Он увлекается скорбным лицом немой, её исполнением танца и уговаривает позировать ему. Когда картина уже близится к концу, немая встречает человека, которого когда-то полюбила, и на последний сеанс приходит уже восторженная, одухотворённая любовью. В её глазах светится жизнь. Художник замечает перемену, он видит крушение своей мысли и в припадке своей мании душит немую в той позе, в которой она обычно застывала перед ним. Так замирает на экране последний аккорд «Умирающего лебедя». Фильм о жизни, смерти, искусстве и их взаимопроникновении.
«Одна из самых эпатажных картин русского экрана — нежная, страшная, загадочная и болезненная лента „Умирающий лебедь“ (Е. Бауэр, 1916). Достаточно посмотреть этот фильм в новейшей реконструкции Юрия Гавриловича Цивьяна, чтобы убедиться: ничего, кроме декадентства, в нем просто нет. Декадентство здесь — не изящный завиток повествования, а его неровно и нервно пульсирующая плоть».
Евгений Францевич Бауэр (1867 — 1917) — режиссёр, художник, оператор русского дореволюционного кино, театральный художник и сценарист. Его режиссёрские работы оказали большое влияние на эстетику российского кинематографа начала XX века.
«Генезис кинематографического стиля Бауэра — эстетика русского модерна. В декорациях Бауэра современников поражал отказ от декоративности — избытка мебели и реквизита, ранее (и в особенности у режиссёров «Русской Золотой серии») считавшегося признаком хорошего стиля. Кроме того, Бауэр строил непривычно просторные интерьеры, что усугубляло ощущение необыденности и необжитости. <...>
Пространство и объём были главной целью у Бауэра-оператора».Юрий Цивьян, «ВЕЛИКИЙ КИНЕМО»
Юрий Цивьян — кандидат искусствоведения, историк и теоретик кинемо, специалист по раннему мировому (Чарли Чаплин), российскому (Владислав Старевич, Петр Чардынин, Евгений Бауэр) и советскому кино (Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов).
Вход на все мероприятия в магазине «Порядок слов» бесплатный.
13 июля 2015, 23:23