7 апреля в 19:30 в Порядке слов в цикле «Авангард и Окрестности» состоится лекция «Грузинский футуризм и кино». Лекцию прочтет специалист по грузинскому и русскому авангарду, филолог Татьяна Никольская, автор книг «Фантастический город» (М., 2000), «Авангард и окрестности» (Спб, 2002), «Спасибо, что вы были» (Спб, 2014).
Грузинский футуризм, возникший в 1922 году, заявил о себе, как о синтетическом направлении, совмещающем достижения русского и итальянского футуризма, дадаизма и конструктивизма. Интерес к кинематографу, первоначально нашедший выражение в увлечении такими культовыми фигурами, как С.Эйзенштейн, Ж.Кокто, Чарли Чаплин, был характерен практически для всех участников движения, писавших о кино в статьях, опубликованных в первом журнале группы, носившем название формулы серной кислоты (H2SO4).
Такие средства кинематографа, как динамичность композиции и «монтаж аттракционов» футуристы предлагали использовать и в других видах искусства — театре, живописи и в литературе, что наглядно отразилось в творчестве Н.Чачава и Н.Шенгелая, театральных художников М.Гамрекели и М.Гоциридзе. Постепенно под влиянием С.Третьякова и В.Шкловского, работавших во второй половине двадцатых годов в Госкинпроме Грузии, увлечение киноэкспоцентрикой сменилось интересом к документальному и хроникальному кино. В 1928 году грузинские футуристы создали свою киносекцию, в которую вошли начинающие кинематографисты Н.Шенгелая и М.Калатозишвили, кинокритики Б.Жгенти и Ш.Алхазишвили, актриса Н.Вачнадзе. Работа этой секции широко освещалась в последнем журнале группы «Мемарцхенеоба» (1928). Практическим результатом работы грузинских футуристов в кино стали шедевры грузинского кинематографа «Элисо» (1928) Н.Шенгелая и «Соль Сванетии» М.Калатозишвили (1930). Эпизоды этих последих двух картин мы посмотрим в ходе лекции.
Вход на все мероприятия в магазине «Порядок слов» бесплатный.
29 марта 2016, 15:38