20 сентября в 19:30 в Порядке слов состоится лекция Дмитрия Дубровского «Академия между государством и свободой».
Современные реформы в сфере высшей школы в России – создание федеральных университетов, изменение их структуры (переход от факультетов к институтам), резкое сокращение прямого участия преподавательского состава в управлении вузами, переход на т.н. «эффективные контракты» — все это идет под лозунгом «модернизации системы образования». Действительно, определенное сходство с европейскими и международными трендами системы образования (например, наступление неокорпоративизма) отчетливо проявляется именно в формальных изменениях системы управления университетами. Вопрос в том, какие условия необходимы, чтобы наука и образование были действительно, а не имитационно реформированы?
Представляется, что для этого требуется определенные условия, которые можно назвать демократической повесткой дня для университетов. Речь идет, с одной стороны, об усилении участия сотрудников академических учреждений в обсуждении плана реформ, с другой – в выработке небюрократических, неидеологических, а профессиональных критериев оценки эффективности.
Отсюда возникает проблема формирования «репутационного рынка», общих профессионально-этических стандартов.
В то же время современные тенденции политики в области науки и образования явно двойственны. С одной стороны, речь идет о повышении признания российской науки в мире, с другой – постоянные поиски шпионов и «пятой колонны» в вузах; с одной стороны, требования к участию в международных проектах – с другой, закон «об экспортном контроле» и фактические ограничение международного сотрудничества, как по политическим, так и по финансовым соображениям, наконец, с одной стороны – конституционно гарантированные академические права и свободы, с другой – постоянные шаги по идеологической и политической гомогенизации как содержания образования, так и взглядов преподавателей.
Наконец, принципиальным вопросом является вопрос автономии университета, и автономии его отдельных частей, построение университета как свободного субъекта, с одной стороны, с другой – как вольного сообщества ученых, а не корпорации с единой выстроенной повесткой дня и корпоративной этикой.
Таким образом, институциональные, структурные проблемы реформы науки и образования в России носят, безусловно, политический характер и вполне отражают проблемы политического развития страны в целом.
Дмитрий Дубровский — кандидат исторических наук, приглашенный исследователь в Институте Гарримана, Колумбийский университет.
- Дмитрий Дубровский на Seance. ru
- Дмитрий Дубровский: Академия авторитаризма
- Статья «Бои экспертов и российские споры о политике»
Вход на все мероприятия в магазине «Порядок слов» бесплатный.
9 сентября 2015, 15:38
[...]20 сентября, воскресенье / 19:30 — Лекция Дмитрия Дубровского «Академия между государством и свободой» [...]