27 мая в 15:00 в Москве (Электротеатр «Станиславский»)
28 мая в 19:30 в Петербурге (Фонтанка, 15)
«Победа над Солнцем» (1913) названа авторами «первой футуристической оперой». История рубанула: «и единственной». А время продолжает находить в ней новые смыслы и эхом вторит: «...актуальной».
Словесный текст «Победы» сочинил один из изобретателей «заумного языка», поэт-футурист Алексей Крученых. Казимир Малевич создал костюмы и декорации. Именно в эскизах к «Победе на Солнцем» впервые появляется его «Черный квадрат». Автор музыки — композитор Михаил Матюшин (1861—1934). Это имя известно сейчас лишь редким специалистам. Плоть от плоти своей эпохи, Матюшин разрабатывал новую звуковысотную систему (как Лурье и Вышнеградский), был художником (как Чюрленис), и мыслителем, в том числе работавшим над вопросами синтеза звука и цвета (как Скрябин).
За свою столетнюю историю опера была несколько раз исполнена в России и за рубежом. И в каждой из постановок неизбежно приходилось заниматься аранжировкой и добавлениями, поскольку музыка не была оркестрована автором, и клавир сохранился не полностью.
В проекте Волго-Вятского филиала ГЦСИ (Нижний Новгород), приуроченного к выставке «Музей великих надежд» осуществлено аутентичное исполнение большей части сохранившихся фрагментов оперы исключительно с музыкой Матюшина, без каких-либо добавлений.
Молодые нижегородские певцы (Алексей Чистяков — тенор, солист Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина, и Владислав Бурцев — баритон, солист Нижегородского камерного музыкального театра им. Степанова) исполняют свои партии под аккомпанемент рояля (Марк Булошников — пианист, композитор, выпускник и преподаватель ННГК). В концертном исполнении в качестве чтеца принимал участие Лев Харламов.
Аудиозапись издана на CD в сопровождении исследовательской статьи, либретто и нот. На презентации будет также показано видео концертного исполнения оперы в Нижнем Новгороде.
«Клавир Матюшина свидетельствует о незаурядных композиторских способностях своего создателя, свободно пользующегося остро диссонансными аккордами, политональной и атональной гармонией, остинатными фигурами и прочими новаторскими средствами, характерными для творчества наиболее передовых и продвинутых композиторов того времени».
Композитор Владимир Мартынов
Презентацию проводит куратор проекта, музыковед Ксения Ануфриева (старший научный сотрудник Волго-Вятского филиала ГЦСИ).
Исследовательская статья об опере музыковеда Ксении Ануфриевой.
Вход на все мероприятия в магазине «Порядок слов» бесплатный.
17 мая 2015, 13:57
[...] [...]